Накопительная пенсионная система

5 марта 2019

Шестой год накопительная пенсионная система в России остается замороженной, но это не отменяет того факта, что в нашей стране продолжают работать негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые сумели агрегировать значительные средства россиян.

Накопительная пенсия в России продолжает оставаться замороженной

Напомним, что в рамках накопительной пенсионной системы, которая работала в России с 2002 по 2013 годы, работодатель выплачивал общий объем пенсионных начислений в 22 процента от заработной платы каждого работника. Из них 16 процентов от каждой российской зарплаты шло в Пенсионный фонд России, т.е. на выплату страховой пенсии, а 6 процентов оставалось на накопительный компонент.

В результате, возникло значительное количество НПФ, которые должны были использовать накопленные российскими гражданами средства, как инвестиционный инструмент в российской экономике. И предполагалось, что такая политика увеличит накопления граждан.

На практике все вышло не совсем так, поскольку далеко не выдающаяся эффективность НПФ стала одной из причин того, что накопительный компонент в 2014 году был заморожен, и если и будет возвращен, то, видимо, в совершенно другом виде, чем раньше.

Здесь показательным является исследование Ассоциации НПФ и НИФИ, в котором говорится, что по итогам четвертого квартала 2018 года прибыль от инвестирования пенсионных накоплений в реальную экономику сократилась до 5,22 процентов годовых.

Данные результаты ставят вопрос об эффективности НПФ

При этом, в третьем квартале 2018 года данный показатель составил 5,44 процента, причем в большинстве НПФ считают, что доходность может продолжить свое снижение, из-за чего она способна стать ниже предполагаемой инфляции за 2019 год в 5,5-6 процентов годовых.

Естественно, данную разницу в будущем покроет государство, но все равно, возникает вопрос, а как оценивать данную ситуацию. Как общую неэффективность отечественных НПФ, или как реалии российской экономики, где инвестиционная политика, которая характерна для развитых государств, просто не может работать достаточно эффективно по причине целого ряда местных особенностей.