Пенсионные фонды отдаляются от россиян

7 апреля 2020

Российский Центробанк представил новые типовые правила работы негосударственных пенсионных фондов. Эксперты увидели в обновленных правилах факторы риска, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания «Биржевой лидер» со ссылкой на «Коммерсантъ».

В новых типовых правилах, опубликованных днями Центробанком, предусматривается возможность дистанционного заключения соглашений о переводе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) пенсионных накоплений. На сегодняшний день несколько формальных ограничений встают на пути полного отказа НПФ от физического контакта с клиентами. Вполне возможно, что в ближайшем будущем оставшиеся ограничения будут устранены. По мнению экспертов, если это произойдет, рынок ждет стремительный рост привлечения. Для клиентов НПФ такое развитие событий является опасным.

Банк России в конце февраля презентовал новые типовые страховые правила НПФ. Одним из нововведений является появление возможности заключения соглашения об обязательном пенсионном страховании (ОПС) между клиентом и фондом с помощью обмена электронными документами. При этом допускается обмен электронными версиями документов по каналам связи, «позволяющим достоверно определить, что договор исходит от сторон соглашения». То есть, договоры НПФ и клиенты могут заключать через интернет. В Центробанке подтверждают возможность дистанционного электронного подписания соглашения, к примеру, через сайт негосударственного пенсионного фонда.

Действующие нормы предусматривают, что в течение одного месяца НПФ обязан уведомить Пенсионный фонд России (ПФР) о заключении соглашения об ОПС, в том числе предоставить экземпляр договора. В частных фондах полагают, что в государственный Пенсионный фонд нужно будет предоставить документ в бумажном виде. Аудиторы из Счетной палаты сообщают, что, несмотря на это положение, в прошлом НПФ уже заключали со своими клиентами электронные договоры по ОПС.